Главная  – ТО, ЧТО НАС ОБЪЕДИНЯЕТ  –   Творчество

"Если хор "дышит" одинаково…"

13.10.2021
"Если хор "дышит" одинаково…"
Каждое богослужение в воскресенье и по православным праздникам в Свято-Никольском храме можно услышать красивые, завораживающие песнопения церковного хора. Они проникают в самую душу и помогают присутствующим участникам литургии настроиться на молитвенный лад и исполниться должного благоговения.

– Появиться на свет нашему хору было предначертано свыше, по воле Божьей, – считает руководитель хора, регент Елена Делендик. – Потому что в самом начале сложилась очень интересная ситуация. Ведь чтобы петь в церковном хоре, по уставу необходимо быть воцерковлённым человеком. Мы же в начале такими и близко не были!

Как всё начиналось?

— В те времена в Березино был только Спасо-Преображенский храм на улице Пионерской, — делится воспоминаниями Елена Васильевна. – Богослужения в нём велись исправно, а вот необходимого освящения храма не проводилось. Само освящение — дело серьёзное, ответственное. На освящение ждали митрополита Минского и Слуцкого Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета, который должен был отслужить так называемую архиерейскую службу. Хор в церкви имелся, но состоял из бабушек, которые пели разноголосьем на свой лад. И вот у тогдашнего настоятеля, отца Анатолия Киселя возникла идея сделать хор более подготовленным и профессиональным. Он обратился к прихожанке храма, регенту хора Татьяне Кушнер, предложил найти людей с музыкальным образованием, чтобы они собрались, порепетировали и встретили Филарета. В свою очередь Татьяна Леонидовна предложила прийти в хор мне и многим другим нынешним участникам. В чём заключалась изюминка? Мы, новички в церкви, были очень далеки от веры, в храме бывали в лучшем случае пару раз в жизни, и по уставу не могли быть в церковном хоре. Ради благого дела батюшка Анатолий поступился с уставом. Поначалу мне всё было в новинку и непривычно. Спросила у настоятеля, могу ли я уйти, когда захочу? Он сказал – конечно! И в конечном итоге я не ушла, никто не ушёл из храма, практически все люди, которые собрались петь много лет назад, невоцерковлённые, остались в храме Божьем, обрели веру. Разве это не чудо?

Тогда и сейчас

В начале хор был небольшим, собралось восемь исполнителей. Приходили и другие люди, без музыкального образования, но желающие петь. Когда открылся Свято-Никольский храм, хор перешёл сюда. Регент Татьяна Кушнер переехала в Минск, и отец Анатолий предложил руководить хором Елене Делендик, которая на тот момент была завучем музыкальной школы. К слову сказать, новый регент закончила в своё время Молодечненское музыкальное училище по классу народных инструментов и Минский педагогический университет, в котором получила специальность учителя пения. В школе искусств – с 2000-го года.

Сейчас в хоре по большим церковным праздникам собирается до двадцати человек. В основном женщины, матери семейств. Постоянные участницы Татьяна Калинка, Алла Винник, Елена Миролевич, Людмила Заяц имеют музыкальное образование и тоже работают в школе искусств. Есть и мужчины, басовые партии исполняются на службах Вячеславом Макаровым, Александром Шавровым, Фёдором Романовичем. Но в начале существования коллектива зачастую линию баса доводилось исполнять самим женщинам, увы, мужские голоса появились не сразу. В связи с этим приходилось порой для архиерейских служб приглашать бас из храма в Минске.

Однако, по мнению регента, басов в хоре не хватает до сих пор, потому что они никогда не бывают лишними. Быть басом в хоре это словно рулевым на корабле: стоит один раз дрогнуть, не туда повернуть, и весь корабль собьётся с курса. Дело очень ответственное, требующее тщательной подготовки.

Основной состав остаётся неизменным. Кто-то покидает коллектив в связи с переездом в другой город или по другим причинам, кто-то приезжает в Березино по распределению на отработку, заходит в храм и хочет петь. Но обычно в течение года появляются один-два новых участника.

Тяжело ли быть регентом?

Основная нагрузка всё-таки ложится на регента. Руководить голосами, направлять их по нотам, задача не из простых. Относительно легко исполняется тот псалом, который уже поётся десять лет подряд, к которому все привыкли и все знают. Но иногда приходится разучивать и новые. Тогда необходимо запасаться терпением и выдержкой. Не у каждого хориста сразу получается, с некоторыми надо работать по отдельности.

– Важно понимать, что все вместе делаем общее дело, – утверждает Елена Делендик. – В хоре от какой-то гордыни надо сразу отказываться, потому что если каждый начнёт петь, как хочется, а не как надо, хора не будет. Конечно, разногласия имеют место, но главная задача регента: привести хор в одно дыхание. Если хор, как мы говорим, дышит одинаково, тогда все молодцы.

Любимые песнопения

Любимых псалмов у хористов много. Это «Аксион эстин» на греческом, «Триединое», «Ныне отпущаеши», молитва «Отче наш» и Символ веры. Но особой любовью пользуется «Иже херувимы». Херувимская песнь – одно из главных песнопений литургии. Текст был составлен в VI веке неизвестным византийским автором. В богослужении Русской Православной Церкви это песнопение закрепилось после XV века. Молитва, основанная на видениях ветхозаветных пророков Исайи и Иезекииля, символизирует пение ангелов у престола Божия (в учении об ангелах говорится, что херувимы – второй, следующий после серафимов, ангельский чин). «Иже херувимы» – очень красивое, протяжное песнопение, состоящее из двух частей. Оно всегда привлекало внимание композиторов, только на старо-славянском языке насчитывается порядка пятидесяти вариантов мелодий. Вот уже много лет хор поёт это песню в музыкальном варианте композитора Алексея Касторского. Какой-то период исполняли херувимскую песнь в варианте Александра Архангельского, но музыка А.Касторского была с хором с самого начала.

Концерты, выступления и службы

Выступать хор ездит в основном только по Березинскому району. Например, на освящении святого источника в Крупе, или на Пасхальном фестивале в районном центре культуры. Главная же задача – петь на богослужении по воскресеньям.

И святая обязанность – участвовать в самых больших христианских праздниках: на Пасху и Рождество Христово. На Пасху особенно сложно, потому что в основном весь чин пасхальной службы состоит из пения, и петь на всенощной нужно с вечера и почти до утра.

Отношения с близкими

Учитывая, что коллектив хора состоит по большей части из женщин, меня волновал вопрос, как мужья и домашние относятся к тому, что их жёны и мамы уходят по утрам на добрых полдня в церковь, а на всенощные даже на целую ночь?

– Со временем домашние привыкают, сами начинают ходить в церковь и заниматься тут какими-нибудь полезными делами, – улыбается моя собеседница. – Но у нас есть правило: не создавать дома конфликтных ситуаций. В первую очередь, чтобы с мужем был мир. Ради этого стоит один раз и пропустить пение. Мужья ведь не всегда верующие, но после начинают понимать и некоторые даже воцерковляются. Хор дисциплинирует, делает более ответственным, это не ускользает от внимания домашних и близких. Поэтому отношения налаживаются в хорошем русле.

Хочу в хор

Когда новый человек просится в коллектив, в первую очередь необходимо благословение батюшки. Старые времена, когда создавался хор, давно прошли, а церковной дисциплины всё-таки никто не отменял. Нужно, чтобы кандидат был православным верующим, посещал храм не только по большим праздникам, имел чувство ответственности. Ну і конечно необходимо наличие слуха. Без слуха петь бесполезно, просто не получится.

Как встретим Покров?

На праздник Покров Пресвятой Богородицы в Свято-Никольском храме запланированы благодарственный молебен о здравии всех матерей, заупокойная панихида о почивших матерях, божественная литургия, молебен с акафистом Покрову Пресвятой Богородицы. Для хора работы, как говорится, невпроворот. Но это вдохновенный труд. И услышать стройные голоса хорового коллектива, помолиться с ними, вместе приблизиться к Богу может каждый, пришедший в храм.

Александр БЫЧКОВСКИЙ. Фото из архива церкви.

Смотреть все