Главная  – Репортаж  –   Люди

Любовь к детям в трёх поколениях

29.11.2021
Любовь к детям в трёх поколениях
В каждом учреждении образования есть как молодые, так и умудрённые опытом педагоги, работающие со старшеклассниками и дошкольниками, те, кто с полной отдачей, не жалея времени и сил, трудится на благо малышей и подростков. Среди них немало и тех, кто становится продолжателем большой учительской династии, кто, сохраняя опыт отцов и матерей, вносит свой вклад в воспитание подрастающего поколения.

Одним из таких ярких примеров продолжателей педагогической династии является учитель трудового обучения и физики высшей квалификационной категории Среднепечанского детского сада-базовой школы Сергей Махнович.


Благодаря учителям от поколения к поколению передаются знания, опыт, накопленный человечеством. Ни один человек, простой или выдающийся, не смог бы стать личностью, достигнуть тех или иных высот без учителей. Учитель — не просто профессия, это состояние души. В то же время, профессия учителя одна из самых трудных, требующая полной отдачи к своим ученикам, при том не только знаний, но и всех душевных и физических сил, которых почти не остаётся на свою семью и свой дом. Часто дети учителей, видя самоотверженный труд своих родителей, говорят, что ни за что не будут педагогами. Поэтому особо хочется поклониться и сказать огромное спасибо тем учителям, которые не только сами посвятили себя этому благородному труду, но и привили любовь к этой нелёгкой, но очень интересной и творческой профессии своим собственным детям.

Сергей Александрович ещё в школе мечтал стать учителем трудового обучения. Его желание связать свою жизнь с преподаванием в школе поддержали бабушка и мама, которые также работали в сфере образования.

— Основу педагогической династии в семье заложила моя бабушка Мария Михайловна Тушинская. Родилась она в 1918 году. Ещё до революции в деревне Буда Лельчицкая был детский дом, где и жила бабушка. О том, как Мария Михайловна там оказалась, никто не знает.

После детского дома бабушка начала работать на маслозаводе, функционирующем при  колхозе в Средних Печах. Позже, в этой же деревне открылся ясли-сад, и ей предложили пойти туда трудиться нянечкой, так как дети её очень любили и тянулись к ней. Она, конечно же, согласилась, хотя не имела педагогического образования. Так бабушка там и проработала до пенсии.

Моя мама Елена Яковлевна Ковтун, взяв пример со своей мамы, моей бабушки, решила, что тоже станет педагогом. После восьмилетки Среднепечанской школы отучилась в Мозырском педклассе. Окончив его с отличием, поступила в Мозырский государственный педагогический институт имени Н. К. Крупской на специальность «Начальные классы».

Работать приехала в родную школу на свою малую родину, где трудилась 43 года, — поделился учитель.

Сам же Сергей Махнович родился и вырос в Средних Печах. После окончания восьми классов, несмотря на то, что был конкурс восемь человек на одно место, поступил с первого раза в Оршанское педагогическое училище на специальности «Учитель трудового обучения. Черчение». После окончания училища будущий педагог поступил в тот же институт, что и заканчивала его мама — Мозырский государственный педагогический институт имени Н. К. Крупской, но только на специальность «Технический труд. Физика».

Свой трудовой путь Сергей Александрович начал в Убортской Рудне, где проработал полтора года до службы в армии. После увольнения ещё полгода трудился в той же школе. В 1997 году перевёлся в Среднепечанский детский сад на должность воспитателя интерната. Когда в местной школе учитель физкультуры и труда ушёл на заслуженный отдых, Сергея Махновича пригласили на его должность. Где он и работает по сей день уже как 35 лет, но сейчас только учителем трудового обучения и физики.

— Какого важного момента в своей работе вы придерживаетесь? — спросила у опытного педагога.

— Прежде всего, необходимо «готовить» личность. Общение с детьми я всегда строю на уважении ребёнка. Ключевой момент — установка на успех каждого учащегося. Необходимость поддерживать интерес к каждой теме, чувство патриотизма и любви к своей стране и малой родине. Учитель должен достучаться до сердца каждого ребёнка, следить за тем, чтобы в работе принимал участие весь класс. Главная задача для меня — научить детей мыслить. Педагог должен быть другом, надеждой и опорой ученикам. Необходимо искать в каждом учащемся индивидуальные богатства его души, опираться на них, развивать их. Учитель должен всегда, даже в самых сложных обстоятельствах оставаться оптимистом в отношении каждого ученика, бороться за него, проявлять терпение в ожидании результатов своих педагогических усилий, — поделился Сергей Махнович.

Сергей Александрович прекрасный учитель. Его любят и уважают учащиеся, и коллеги учителя. Он учит детей мыслить, излагать собственную точку зрения и всегда отстаивать её, умеет увлечь, удержать внимание на том необходимом, что может быть полезным в дальнейшем, помогает им открывать в себе способности, готовит к взрослой жизни.

— Наша семейная династия учителей — это столетняя цепочка поколений, связанная общим делом, общими проблемами, единым порывом в достижении поставленной цели — учить детей, вложить в них самое ценное и дорогое, — подчеркнул Сергей Александрович.

В свободное время  опытный педагог занимается туризмом, что самое интересное, делает он это не один, а вместе со своими учениками: разнообразные экскурсии, походы с палатками. Также Сергей Махнович является судьёй по туристическим видам спорта и часто принимает участие в областных соревнованиях.

Надо сказать, что под крылом таких педагогов вырастают настоящие граждане своей страны, патриоты, и очень часто на протяжении последующей жизни ученики поддерживают добрые дружеские отношения с теми, кто помог им стать личностью.


Мария БУТЬКО. Фото из архиваи Константина Ковалёва.

Смотреть все