Главная  – Интервью

Федор Повный

О тех, кто использует клевету, троллинг и буллинг,  и о новом формате белорусской народной батлейки

07.09.2021
"СБ. Беларусь сегодня"

Взаимоотношения Церкви и светского общества — деликатная тема, требующая особой вдумчивости и аккуратности. К сожалению, пропагандисты информационных войн, развязанных против Беларуси, пытаются и ее поставить на службу своим недобрым замыслам. Но тщетно. Об этом наш разговор с протоиереем Федором Повным, настоятелем прихода Храма-памятника в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, благочинным 4-го Минского городского церковного округа, председателем Синодального отдела по сотрудничеству со светскими учреждениями образования.

Ответственность за свой народ

— Отец Федор, знаю, что и в Минскую епархию поступают порой вопросы, нередко направленные и в адрес нашей газеты. Один из них касается наших коллег: как стоит относиться к сделанному тележурналистом Евгением Пустовым, ведущим рубрики телеканала СТВ «Политика без галстуков и купюр», сравнению Президента Беларуси и Моисея? Каково ваше отношение к заявлению об избранности Главы государства Богом? Допускает ли Церковь, чтобы светского человека так назвали? И что значит, с точки зрения Церкви, быть избранным Богом?

— Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю посмотреть на него с другой стороны. Бог — Всемогущее Существо, которое по преизбытку любви создало нашу Вселенную. Сотворило все космические настройки, элементы и энергии. В нашей Вселенной неисчислимое количество галактик. Наша галактика — Млечный путь — не самая большая и точно не центральная. На ее краю находится небольших размеров звездная система, в которой вращается не самая большая наша планета. На планете Бог создал жизнь и поселил людей, которым сделал царский подарок — дал свою природу.

Каждый человек при рождении получает Образ Божий. Получив его, он или разовьет свои способности, чтобы помогать другим людям, или для того, чтобы уничтожать мир, стать ленивым трутнем, который сам ничего не созидает, а всех вокруг осуждает.

Каждый человек призван к святости. Мы понимаем святость как сонастроенность Промыслу Божьему. Бог Сам управляет Вселенной и планетой Земля. Он одинаково с любовью относится к каждому человеку. Разница появляется не в отношении Бога к людям, а в отношениях людей к Богу. Если человек горделиво и надменно не замечает Создателя Вселенной, то это не Бог его не любит, а человек себя обделяет.

В истории есть великие личности, подобные Моисею, которые со смирением и самоотверженностью принимают на свои плечи ответственность за свой народ. Причем их близкое непосредственное окружение зачастую не видело всей цепочки причинно-следственных связей исторических событий. Люди судят о происходящем с точки зрения своего конкретного быта. И могут шумно и активно выражать свое недовольство.

Так кричала толпа на Голгофе: «Распни Его, распни!» Человек живет во времени. Бог — вне времени. Подлинно оценить Богоизбранность человека можно лишь по плодам его деятельности спустя годы и десятилетия. Впрочем, за два тысячелетия церковный опыт выявил некоторые признаки поступков людей, которые подсказывают, что человек движется с Богом в одном направлении или в разных. Я говорю о том, что никакие цели не оправдывают средства.

Тот, кто использует грязные средства — клевету, троллинг, буллинг, — пусть не обольщается насчет себя. Он — богоборец. Избранный Богом человек будет честным, смелым, открытым. Вот с этой точки зрения вы сами и найдете ответ на свой вопрос.  

Новый факультатив — не катехизаторский

— Немало вопросов звучит и по поводу новшеств, которые появились в системе образования с нынешнего учебного года. Например, такой: как на православном факультативе вы планируете работать с детьми других конфессий?

— Когда человек агрессивно критикует то, с чем не знаком, возникает ощущение, что он критикует сам себя. Точнее, содержание своего разума. Современные тролли показывают миру содержание не объективной реальности, а своей души.

Новый факультатив «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма» и его пособие для 5-го класса «Духовность и патриотизм» готовил коллектив из трех десятков человек. Среди них — представители православной и католической конфессий, ислама и иудаизма. И поверьте, при подготовке первой книги внутри коллектива не было никаких противоречий и споров.

Задача факультатива — воспитание эмоционального и социального интеллектов белорусской нации. Основанных на вечных ценностях. Выживание в современной информационной цивилизации в первую очередь зависит не от знания информации и не от практических навыков, а от умения понимать происходящие события и явления, при этом не терять своей уникальной индивидуальности.

Эмоциональный и социальный интеллекты невозможно воспитать, не понимая их природу — законы духовного мира и человеческого сообщества. Стержнем нашего факультатива является ребенок. Юный человек, который проходит процесс самопознания и взросления. В каждом классе, в любом возрасте его ждут новые испытания, духовные задачи. С помощью нашего учебно-методического комплекса мы поясняем природу духовных, чувственных, эмоциональных и общественных событий в жизни ребенка.

Мы учим ребенка жить в ладу с самим собой, с близкими и с миром. Рассказываем о духовном основании смысла жизни и о том, что любовь к Богу, к людям и Родине неразделима.

Показывая детям духовные законы мироздания, мы задействуем межпредметные связи с другими школьными уроками: языками, литературой, историей, искусством, музыкой, трудовым обучением. Для иллюстраций тезисов используем все богатство белорусской культуры и науки. В книге множество заданий и упражнений — для того чтобы учитель смог выбрать самые подходящие именно под свой класс, под конкретных детей. Материал представлен с учетом возрастных особенностей детей и методологии научного познания.

Новаторским является и принцип структуры содержания. Исходим не от абстрактного и отвлеченного от конкретного человека знания, а от практических потребностей и нужд детей в этом возрасте. Так, как это происходит в семьях. Какое первое слово говорит ребенок? Ведь не «аист» же? Слово «мама»! Можете представить себе, что кто-то заставляет ребенка учить слова по алфавиту? Родной язык мы изучаем по потребности. Так же и язык духовный, язык любви нужно учить по актуальным ситуациям. Богатый церковный опыт мы используем как инструмент для анализа. Наш факультатив не катехизаторский. Религиозное обучение проходит в общинах. В школе мы все вместе, объединив общие усилия, воспитываем у белорусских детей духовные добродетели: трудолюбие, ответственность, миролюбие, милосердие, благодарность.

— Хочу заметить, что различные деструктивные ресурсы и телеграм-каналы уже откровенно ерничают по этому поводу: а хватит ли у вас людей, чтобы, как они выражаются, «покрыть все школы»?

— Сама постановка этого вопроса показывает неуважительное отношение к белорусской школе. В слове «покрыть» скрыто агрессивное насилие. Как будто воспитание духовного стержня является чем-то противоестественным образованию. Насилие не уважает своего ближнего. Любовь, наоборот, заботится и старается восполнить недостаток ресурсов у любимого человека.

Мы любим педагогов. Уважаем их труд. Благодарим за подвижничество. И стараемся максимально помочь, создав учебный методический комплекс из книги для чтения, рабочей тетради, словарей, методических указаний и кукольного театра (батлейки). Академия последипломного образования запустила каскадную систему учебы для педагогов факультатива. Для доброго любящего сердца этот предмет — как глоток чистой воды. Сами учителя сформулировали, что они подобны иссохшей пустыни, в которую пришел дождь живой воды.

Белорусская батлейка: интеллектуальный вклад в XXI век

— Вы полагаете, педагогический потенциал батлейки существенен?

— А вы задумывались ли о том, что белорусская батлейка — ровесница Библии Франциска Скорины? Божественным промыслом они пришли на наши земли одновременно. И это не случайно, это функционально обоснованно. Книга начала развивать ментальный интеллект белорусской нации, батлейка — эмоциональный. За прошедшие 500 лет искусство книгопечатания шагнуло далеко вперед. А развитие батлейки шло волнами. В конце XIX века она была весьма популярна, ее использовали и на площадях, и в семьях. Но точечно, на праздник Рождества. Потом был почти вековой период забвения, связанный с периодом атеизма.

Возродилась батлейка в нулевые, когда Голливуд стал штамповать красочные полнометражные мультфильмы с главной моралью: откажись от своей семьи, уезжай со своей родины. Именно тогда (по словам апостола Павла, «сила моя в немощи совершается») в школах стали появляться новые батлейки. Их использовали для проведения праздничных мероприятий и воспитания милосердия. 

Революционной стала идея об гармонизации размеров батлейки и школьной парты. Новаторским является выпуск батлейки без рисунка. Во-первых, каждая школа разрисует батлейку в традициях своей малой родины, то есть у каждого будет своя, родная, индивидуальная батлейка. Во-вторых, небольшие габариты волшебного домика открывают дополнительные возможности использования этой педагогической технологии не во внеучебное время, а на самом уроке.
Яркая красивая, интерактивная — батлейка четко захватывает и фиксирует фокус внимания сразу всего класса, позволяет решать сложные педагогические проблемы современности: клиповое сознание, поверхностное мышление, небогатый словарный запас.

Она прекрасно вписывается в системно-деятельный подход в педагогике, когда учитель не дает готовую пассивную информацию, а создает условия, в которых ребенок самостоятельно погружается в учебную деятельность, становясь активным участником педагогического процесса.

— Признаться, неожиданная вторая жизнь оставшегося, казалось бы, в истории инструмента. Расскажите об этом, пожалуйста, подробнее.

  Я предлагаю использовать педагогический потенциал белорусского народного театра батлейка в образовательном процессе. Ведь батлейка — это инструмент для синхронного, комплексного развития разных форм интеллекта: ментального, вербального, эмоционального, социального, телесно-кинетического, музыкального, визуального и так далее. И не с помощью отдельных занятий, а внутри обычного школьного урока. 

— Во-первых, новый формат батлейки дает широкие возможности для личностно ориентированного дифференцированного обучения. Например, ребенку с проблемами дикции нужно прочитать реплики кукольных героев. Ребенку, у которого стоит развить художественные способности, поручается подготовить декорации. А ребенку, испытывающему страх публичного выступления, — роль ведущего. Или, наоборот, даются задания по силам и возможностям. Главное — через педагогический инструмент эмоционально увлечь ребенка к собственному саморазвитию.

Во-вторых, использование батлейки на уроке дает множество поводов для командной проектной деятельности внутри класса. Учитель заранее, до постановки, распределяет задания: подготовить костюмы, нарисовать декорации. Можно еще подключить сюда и создание авторского сценария на заданную тему. Это повод ребятам вечером собраться у кого-то дома и вместо пустой болтовни заниматься позитивным творчеством. Возможно, это подтолкнет к совместному походу в библиотеку.

В-третьих, сама технология батлейки обладает мощным адаптационным ресурсом. Батлеечное искусство излечивало людей от жесточайших депрессий, в том числе после попыток суицида. Это так называемая арт-терапия. Когда ребенку, находящемуся в состоянии сильного стресса из-за внутрисемейных конфликтов, дается роль сильной личности, он, транслируя чужие эмоции, впитывает их как губка — и развивает свою психологическую устойчивость.

В-четвертых, батлейка — это полностью интерактивный объект. Он позволяет использовать не только игровую форму представления, но и дискуссионную. Для этого у актеров заготовлены разные варианты сценариев определенных сцен и действий. Ведущий задает вопрос зрителям — и в зависимости от общего решения актеры демонстрируют тот или иной вариант событий. Это научит детей просчитывать долгосрочные последствия своих поступков. Причем к подготовке этих самых разных рукавов историй нужно подключать самых проблемных детей, чтобы усилить воздействие.

В-пятых, батлейка является удобным инструментом для проблемного обучения и групповой деятельности. Важно добавить, что для реализации этих образовательных технологий учителю не нужно тратить драгоценное время всего урока. Ведь благодаря эмоциональной заинтересованности класса большая часть усилий прикладывается еще до урока. На самом уроке забирается 7—10 минут, и это лишь верхушка айсберга. Интерес ребенка, его радость от самореализации своих талантов, драйв коллективной творческой работы — вот ключ к этому секрету. К подготовке спектакля могут подключиться и родители. Итоговое выступление мы рекомендуем записывать на телефон и выкладывать в родительском чате. Родители пересылают бабушкам, те с гордостью за внука — своим подружкам. В итоге ребенок ощущает значимость своего труда для общества, он испытывает гордость за результат, уже не жалеет о потраченных усилиях. Ему хочется еще больше порадовать близких своими успехами.

Именно так воспитывается трудолюбие — радостью от плодов своих усилий. В воспитании трудолюбия и прилежности бессильны отметки и замечания. Только радость дает результат.

Наконец, батлейка запускает образовательные технологии учебного исследования и научной работы. Перед детьми можно поставить сложные задачи по стилистической подготовке текста: написать в рифму, написать с помощью отдельных частей речи — глаголов или наречий. Она прекрасно впишется и в уроки русского и белорусского языка, в уроки литературы, истории и обществознания. На ее сцене можно образно показывать фрагменты исторических событий.


Максим ОСИПОВ. Фото: Виталий ПИВОВАРЧИК , Алексей МАТЮШ.
Все интервью

Федор Повный

 

Настоятель храма-памятника в честь Всех Святых протоиерей