Главная  – Интервью

Владимир Мельник

Первостепенные атрибуты государства задают вектор социальным процессам и определяют геостратегический выбор

02.06.2021
Нынешний год объявлен Годом народного единства. Это касается и использования государственной символики. О чем свидетельствуют исторические факты и что скрывают приверженцы бчб-флага, какие события стали решающими в становлении независимой Беларуси? Об этом и многом другом беседа с доктором политических наук, профессором Владимиром Мельником.

Прошлое, идеалы и устремления

— Владимир Андреевич, что в современной политической и правовой науке понимается под госсимволикой?

— Это непременные атрибуты государства, то есть то, без чего оно не может существовать. Символ — это знак (предмет, изображение, действие), который служит обозначением какого-либо явления или отвлеченного понятия. Государственная символика — это совокупность знаков, служащих условным обозначением государства. В настоящем времени в качестве таких символов признаются флаг, герб и гимн. Они обычно описываются конституциями современных государств, а порядок их использования определяется в других нормативных правовых актах.

— Какой смысл закладывается во флаг, герб и гимн?

— Сначала давайте разберемся с понятиями «государственная символика» и «национальная символика». Эти понятия не всегда совпадают по своему смыслу. Более точным и универсальным является первое из них. Это означает, что термин «национальная символика» может употребляться только в особом контексте. И это очень важно для нашего дальнейшего разговора.

— В чем различие между этими терминами?

— Приходит время, когда определенное территориальное сообщество людей, осознав свои этнокультурные особенности, начинает упорную организованную борьбу за национальное самоопределение. В ходе этой борьбы оно может обзавестись, например, собственным флагом. Такой символ может называться национальным, но не государственным, поскольку государства у такой общности еще нет. А вот когда территориальное сообщество самоорганизовывается в собственное государство и получает признание в этом качестве со стороны других государств, тогда флаг его борьбы становится государственным.

Символика также показывает единство нации, согласие сообщества с устройством своего бытия и осуществляемого его институтами власти политического курса. Именно как символ единства нации почитается государственный флаг если не всеми, то абсолютным большинством граждан. Государственный гимн представляет текст и музыку к нему, где текст — послание данного народа миру о себе, своем историческом прошлом, своих идеалах и устремлениях.

Вначале была ССРБ

— С какого времени было бы корректным отсчитывать историю наших госсимволов?

— С момента появления собственно белорусской национальной государственности. Формы государственностей, возникавших и исчезавших на белорусских землях или в состав которых входили далекие предки нынешнего населения Беларуси, конечно же, сыграли определенную роль в историческом процессе зарождения и становления белорусской национальной общности. Этот многовековой исторический период, безусловно, является предметом нашей истории. Историю же собственно белорусской национальной государственности, а значит и государственной символики, корректно будет связывать с событиями прошлого и нынешнего веков.

— Что же можно отнести к разряду эпохального?

— Первый Всебелорусский съезд 1917 года, образование 1 января 1919 года Социалистической Советской Республики Белоруссии (так тогда называлось наше государство), образование Союза Советских Социалистических Республик в 1922 году, воссоединение западной и восточной частей Беларуси в одном государстве в сентябре 1939 года, героическое сопротивление нашего народа немецко-фашистским захватчикам в годы Великой Отечественной войны, соучредительство БССР в Организации Объединенных Наций в 1945-м, всенародный референдум 14 мая 1995 года о государственной символике Республики Беларусь.

— В чем значение каждого из этих событий?

— Первый Всебелорусский съезд 1917 года принял историческое решение об утверждении в пределах белорусской земли республиканского строя в федеративном союзе с Россией. Одновременно на съезде была сделана прикидка о возможном флаге белорусского государства. Известно, что за столом президиума стояло три знамени: в центре — белое со словами «Няхай жыве вольная Беларусь», слева — красно-белое с надписью «За родной край, за вольную Беларусь» (в стенограмме съезда оно названо национальным) и справа — красное. Решение съезда фактически было реализовано созданием 1 января 1919 года суверенного белорусского государства — Социалистической Советской Республики Белоруссии (именно так оно называлось). В Конституции были описаны его символы: государственный флаг — полотнище красного цвета, в левом углу которого, у древка вверху, помещены буквы С.С.Р.Б., и герб — изображение на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест- накрест с рукоятками книзу, окруженных венком из колосьев с надписью: С.С.Р.Б. и «Пролетарыі ўсіх краёў, злучайцеся!».

Бумажная декларация и телеграмма кайзеру

— Но, как известно, 25 марта 1918 года была провозглашена Белорусская Народная Республика, а затем появились бело-красно-белый флаг и герб «Пагоня» как ее символы. Почему это событие иногда будоражит сознание общественности?

— Так называемая БНР была провозглашена небольшой группой делегатов указанного съезда, оппонировавшей абсолютному большинству его участников не 25 марта, а 9 марта 1918 года. Это было сделано ими не по решению первого Всебелорусского съезда, как в этом десятилетиями уверяют адепты БНР, а вопреки его решению, и съезд никого не уполномочивал провозглашать государство, тем более враждебное России. ­Дата 25 марта приверженцами БНР празднуется потому, что в этот день часть упомянутой группы провозгласила так называемую БНР «незалежнай и вольнай дзяржавай», что означало разрыв отношений с Россией, где в это время находилось более 2,5 миллиона беженцев-белорусов. Месяц спустя эта группа направила телеграмму германскому кайзеру Вильгельму II с благодарностью за «вызваленне Беларусі нямецкімі войскамі» и с заверениями сотрудничать с оккупационными властями. Эта группка придумала и бчб-флаг, описание которого появилось в печати 11 августа 1918 года. С того момента данный флаг стал символом местного коллаборационизма. После Великой Отечественной войны он стал еще и символом пособничества нацистско-фашистскому истреблению белорусского народа. А БНР так и осталась бумажной декларацией, она не имела ни собственной территории, ни реальных властных институтов. Она не была признана ни Россией, ни Германией. Ее «руководство» вслед за германскими войсками отправилось на Запад. А ССРБ создавалась не как правоприемник БНР, а как действительно суверенное государство.

— Что дало образование СССР?

— Это позволило белорусскому народу в грозные предвоенные годы не только сберечь свою страну, но и в два раза расширить ее территорию — укрупнениями 1924 и 1926 годов. Флаг и герб БССР были очень схожи с соответствующими символами СССР. Воссоединение белорусского народа в 1939 году, можно сказать, символизировало возникновение классического национального государства (не путать с националистическим), обладающего собственным суверенитетом. Все его граждане были наделены равными правами, независимо от этнической или религиозной самоидентификации, и могли управлять своим сообществом и вступать в отношения с другими народами по собственной воле. В годы Великой Отечественной ­войны белорусская нация доказала способность обеспечивать свое существование и развитие, выбирать в собственных интересах верный стратегический курс и тем самым занять заслуженное место в международном сообществе, став одним из соучредителей Организации Объединенных Наций. Кстати, именно этим обстоятельством была вызвана модификация государственного флага БССР, на котором в 1951 году появилась зеленая и белая полосы с национальным орнаментом у древка. После распада СССР референдум 14 мая 1995 года обеспечил преемственность в развитии белорусской национальной государственности и в ее символике, придав им прочную легитимность.

    
 Путь к независимости Беларуси был долог и труден. Наша территория неоднократно в истории становилась полем жесточайших сражений. Наш народ на десятилетия был разделен границей. Потом была борьба с немецкими оккупантами и освобождение нашей республики. А затем — возрождение городов и сел, строительство заводов, институтов, школ, больниц, стадионов, дорог и много другого, что сегодня составляет гордость нашей страны.
— Во многих странах во время праздников принято вывешивать государственные флаги на фасадах жилых домов. Как сделать так, чтобы такое желание у белорусов исходило благодаря не только административным распоряжениям, но и по велению души?

— Разумеется, добиться этого можно только благодаря воспитанию чувства гражданской ответственности за состояние дел в своем государстве не только у сторонников действующей власти, но и у ее конструктивных оппонентов. Ведь все граждане, независимо от их взглядов, должны быть едины в своем стремлении развивать и совершенствовать страну, в которой они живут.

Неуместная аналогия с триколором

— Почему, на ваш взгляд, наши государственные герб и флаг оказались вновь в центре общественного внимания?

— В нашей стране, как и в любой другой, всегда были, есть и будут люди с различными подходами к пониманию исторического прошлого народа, его цивилизационного и геостратегического выбора, принципов общественного устройства и текущих задач внутренней и внешней политики. Но удивляет и настораживает то, что при каждом явно неудачном политическом решении на местах или в условиях объективно возникших сложностей недовольная часть граждан с бчб-символикой выходит на улицы с требованиями отставки власти или, хуже того, смены общественно-политического устройства страны. Такая символика уже стала формой угрозы свержения существующего общественно-политического устройства или действующей власти. Она была изначально и остается до сих пор символом альтернативного геостратегического курса и своего рода заявкой на готовность подчиниться внешней власти. Это, можно сказать, застарелая привычка, порочность которой необходимо осознать и от которой следует избавляться. Я не имею в виду, что надо скрывать или замалчивать причины возникающих сложностей. Я говорю, что в обществе должны быть механизмы постоянного анализа его состояния и процедуры преодоления возникающих проблем. Думается, события августа 2020 года заставили общество искать такие механизмы. А что касается бчб-флага, то его зловещий смысл необходимо разъяснять постоянно и без всяких компромиссов. Я уже как-то отмечал, что проводить аналогию с нынешним российским государственным флагом — триколором, мол, он использовался во время войны власовцами, некорректно и нелогично. Триколор введен еще Петром I по образцу голландского флага и имеет глубокую историю в качестве российского государственного символа. Бело-красно-белый флаг с самого начала появился как символ коллаборационистской готовности сотрудничать с оккупантами. Место ему, с моей точки зрения, только в музее, причем находиться в нем он должен как свидетельство проявления коллаборационизма.
Все интервью

Владимир Мельник

 

Доктор политических наук, профессор