Главная  – Интервью

Александр Маковчик

Без любви к детям, другим людям и профессии нет хорошего учителя

16.07.2021
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка - кузница кадров для системы образования страны. Его студенты могут пройти обучение по 31 специальности на первой ступени высшего образования и семи укрупненным специальностям второй ступени (магистратура). О вступительной кампании этого года и особенностях подготовки современного педагога корреспонденту БЕЛТА рассказал проректор по учебной работе БГПУ Александр Маковчик.

- Александр Васильевич, вступительная кампания на подходе. Уже с 20 июля ваш вуз начнет принимать документы от абитуриентов. Изменились ли в этом году цифры приема?

- Согласно контрольным цифрам, в 2021 году на бюджетную дневную форму получения образования мы планируем набрать 885 человек, на заочную - 275. На платную дневную - 435 человек, на заочную - 600. В 2020 году числа приблизительно были такими же с разницей по отдельным специальностям от 5 до 20 мест.

- Какие специальности наиболее востребованы у абитуриентов?

- На отдельные конкурс доходит до 8 человек на место. Так, по результатам набора 2020 года самые высокие конкурсы на дневную бюджетную форму обучения составили на "спортивно-туристскую деятельность (менеджмент в туризме)" - 7,8 человека на место, "изобразительное искусство и компьютерную графику" - 4,8, "физическую культуру. Физкультурно-оздоровительную и туристско-рекреационную деятельность" - 3,1. Традиционно востребованы у абитуриентов "физическая культура (лечебная)", "психология", "оздоровительная и адаптивная физическая культура (оздоровительная)", "социальная работа", "спортивно-педагогическая деятельность (спортивная режиссура)", где в прошлом году конкурс был более 2 человек на место.

- Сколько абитуриентов поступает в БГПУ из числа выпускников педклассов?

- В 2020 году прошел четвертый набор выпускников педагогических классов. На первый курс зачислены 197 ребят, из которых 136 поступили по результатам собеседования, 61 - по общему конкурсу. Больше всего выпускников педклассов поступили на специальности филологического факультета, факультета начального образования, Института инклюзивного образования, физико-математического факультета и социально-педагогических технологий. Средний балл выпускников педклассов составил 8,9.

- Какова эффективность педагогических классов, на ваш взгляд?

- Педагогические классы - это масштабный государственный проект, об эффективности которого можно смело сегодня говорить. Чтобы привлечь в профессию мотивированных, талантливых выпускников школ, повысить престиж профессии учителя, нужна была целенаправленная профориентационная работа. В 2014 году БГПУ выступил с инициативой ввести профильную педагогическую подготовку в 10-11-х классах. Она нашла поддержку на самом высоком государственном уровне, и в 2015/2016 учебном году первые педагогические классы и группы были открыты во всех регионах Беларуси. Сегодня, спустя почти шесть лет работы педклассов, можем констатировать, что их количество увеличилось более чем в четыре раза. Ежегодно в стране формируются около 450 педагогических классов и групп, в которых занимаются в среднем 4,2 тыс. учащихся.

Кстати, мы проводим ежегодное анкетирование учеников и педагогов этих классов. Результаты показывают, что помимо мотивации к освоению профессии такое обучение способствует формированию у молодого поколения психологической и педагогической грамотности. В такой образовательной среде гораздо легче формируются жизненно необходимые качества: коммуникативные и ораторские навыки, эмоциональный интеллект, способность работать в команде, строить и поддерживать конструктивные межличностные отношения, управлять конфликтами, уверенность в себе, стрессоустойчивость. Ребята в своих ответах всегда отмечают, что в педклассах создаются условия для углубленного самопознания: выявления своих способностей, склонностей, интересов, направленности личности.

БГПУ тесно сотрудничает со школами и гимназиями, в которых открыты педклассы, в плане профориентационной работы. Мы часто приглашаем к участию в конференциях, семинарах, конкурсах, проектах как учащихся таких классов, так и педагогов, ведущих факультативные занятия "Введение в педагогическую профессию". Так, например, в прошлом году БГПУ реализовывал большой волонтерский образовательный онлайн-проект "Будущие педагоги - детям". Его частью стала республиканская акция #Обучименяонлайн_HUB. В результате был создан уникальный банк видеоуроков (видеофрагменты педагогических проб в онлайн-среде, онлайн-викторины для младших школьников, краткие репортажи, виртуальные учебные маршруты) для школьников 1-11 классов от учеников педклассов и групп.

В этом году во время Декады студенческой науки - 2021 мы предложили ребятам присоединиться к кейс-марафону "Лучшее педагогическое решение". По словам его участников, такая идея сразу вызвала живой интерес в школах и гимназиях, потому что решение профессиональных задач - это не только увлекательно, но личностно значимо и максимально полезно для развития педагогических компетенций. Педагогическая деятельность, в сущности, состоит из кейсов. И к определенной категории ситуаций лучше подготовиться на опыте других, чем на собственном. Отмечу, что мы получили более 70 кейсов от учащихся педагогических классов Беларуси и России.

Студенты из числа выпускников педклассов имеют хорошую успеваемость. Они социально активны. Практически все занимаются волонтерской работой, включаются в реализацию образовательных и социальных проектов, часто выступают с различными инициативами. Например, одна из них - создание в БГПУ в октябре 2020 года студенческого клуба выпускников педагогических классов "ПРОФиль+". Одно из основных направлений в деятельности клуба - профориентационная работа с будущими абитуриентами и их родителями, проведение мероприятий и популяризация педагогической профессии. Ребята посещают школы, в которых открыты педклассы, вдохновляют своим примером, делятся знаниями, опытом, мотивируют через свою историю успеха.

- Какие современные подходы используются при подготовке будущих учителей?

- Современная социокультурная ситуация требует от системы педагогического образования подготовки конкурентоспособного работника, обладающего широким спектром новых, востребованных компетенций. Поэтому нынешняя модернизации структуры и содержания образовательных стандартов нового поколения прежде всего ориентирована на подготовку учителя ХХI века, который способен обеспечить воспитание личности с гуманистическим мировоззрением, критическим, социально и экологически ориентированным мышлением, активной гражданской позицией, национальным самосознанием в условиях открытого поликультурного общества. Речь о специалисте, который готов к духовно-нравственному воспитанию детей, владеет навыками работы в цифровой образовательной среде, способен предвосхищать социальную ситуацию развития современного ребенка. Педагог должен быть готов работать по принципу инклюзии в образовательном процессе, умеет проектировать свою жизненную и профессиональную траекторию, развиваться и самообразовываться, находить оптимальные решения в нестандартных ситуациях.

- Какое внимание уделяется практике в процессе обучения?

- Один из приоритетов развития педобразования - поставленная Президентом при посещении БГПУ в 2014 году задача усилить практикоориентированность. Установка на раннее погружение будущих педагогов в профессиональную среду реализуется нами при создании нового поколения образовательных стандартов высшего образования, разработка которых завершается в настоящее время. Эту задачу мы решаем прежде всего через совершенствование педагогической практики студентов, придание ей непрерывности.

В БГПУ за последние три года успешно апробированы и внедряются на всех факультетах такие инновационные формы педагогической практики, как волонтерская практика на первом курсе и учебно-ознакомительная педагогическая практика с выделением одного школьного дня для студентов второго курса.

Волонтерская практика дает будущим педагогам неоценимый предпрофессиональный опыт и организуется для первокурсников в дошкольных учреждениях, школах, школах-интернатах, центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, центрах социальной помощи семье и детям. На втором курсе студенты всех специальностей находятся целый день в школе, дошкольном учреждении или специальном учреждении образования. Там они наблюдают за реальным образовательным процессом, помогают учителю, воспитателю в организации урока, подвижных перемен, воспитательных мероприятий, реализуют учебно-исследовательские проекты. На третьем курсе студенты направляются на педагогическую практику в учреждения образования, где пробуют себя в качестве учителя-предметника. В летний период будущие педагоги выезжают в оздоровительные лагеря, где проходят практику во временных детских коллективах в качестве воспитателей. На выпускном курсе студенты проходят преддипломную практику, закрепляя знания по всему курсу обучения в вузе.

Такой педагогический "марафон" обеспечивает тесную связь обучения и практики. Таким образом, БГПУ сегодня делает все возможное, чтобы выпускник был готов к разрешению различных педагогических ситуаций, подготовлен к выполнению профессиональных задач.

- Готовите ли вы специалистов "под заказ"?

- План целевого набора в 2020 году составил 217 человек и был реализован на 100%. При этом баллы абитуриентов, которые поступили по целевому набору, находятся в пределах от 146 (специальность "начальное образование") до 324 (специальность "белорусский язык и литература. Иностранный язык"). План целевого набора в 2021 году - 213 человек.

- Получаете ли отзывы от работодателей о своих выпускниках?

- Мы не просто получаем отзывы, а активно поддерживаем с работодателями постоянную обратную связь, так как качество подготовки будущих педагогов всегда было приоритетом для нашего университета. В соответствии с циклограммой мониторинга качества БГПУ в марте 2021 года были проведены очередные мониторинговые исследования по оценке удовлетворенности руководителей школ и гимназий профессиональной подготовкой молодых специалистов - выпускников вуза 2020 года. Такое анкетирование проводится уже не один год. В этот раз в нем участвовали 65 руководителей учреждений образования, в которых работают наши выпускники. Из данных опроса следует, что заказчики кадров оценивают профподготовку выпускников БГПУ как "отличное качество". Практически все опрошенные работодатели удовлетворены теоретическими и практическим знаниями молодых специалистов, их умениями и навыками для организации педагогического процесса, возможностью реализации информационно-коммуникационных технологий в обучении.

- Как вам кажется, какими личностными качествами должен обладать будущий учитель?

- Может, звучит банально, но ректор БГПУ Александр Жук убежден и постоянно повторяет, что без любви к детям, другим людям и профессии нет хорошего учителя. Будущий учитель должен обладать терпением, терпимостью, эмпатией, дружелюбием, гибкостью, активностью, стрессоустойчивостью. А еще - милосердием, чувством справедливости, педагогическим оптимизмом. Учитель учится всю жизнь, а учитывая космические скорости обновления знаний и информации, теперь он должен учиться на опережение, чтобы говорить с цифровым поколением на одном языке. Не зря одним из слоганов нашего университета являются слова "Достойное дело для достойных людей!".

Светлана СУХАРКО.
Все интервью

Александр Маковчик

 

Проректор по учебной работе Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка