Главная  – Интервью

Николай Щекин

Беларусь олицетворяет ценностную, исторически вызревшую демократию

08.06.2021

Абстрагируясь от множества деталей возникновения и развития демократии как цивилизационного феномена, объективно возникает вопрос: умерла ли демократия сегодня?

Уже стало очевидным, что демократия не может обеспечить сохранение традиционных ценностей и национальной идентичности. Она оказалась недееспособной перед узкими интересами партийных и страновых элит, вседозволенностью спецслужб, процветанием нацизма и экстремизма, подпитываемых транснациональными корпорациями. Мы являемся свидетелями целенаправленного искажения понятий демократии, свободы, веры, прав и ценностей, что, естественно, создает предпосылки в ограничении ее возможностей для развития государств, народов и их граждан.

    Уже никто не сможет оспорить сам факт того, что только за последние несколько месяцев белорусское общество не раз оказывалось на грани жизни и смерти: вспомните провалившуюся попытку физического устранения Президента, провокацию западными спецслужбами инцидента с посадкой самолета RyanAir. И это ярко демонстрирует логику исторического развития и своего жизнеутверждения коллективного Запада.

В 2020—2021 годах Беларусь на себе ощутила попытку втягивания ее в единый колониальный фронт борьбы с исторической правдой и нравственностью под вывеской мультикультурализма и толерантности, которые, как показало время, выступили сильнейшим психотропным антинациональным оружием по расчеловечиванию. В результате миф о демократии как единственном инструментарии, открывающем двери в счастливое будущее, рассыпается, потому что единого прочтения демократии в мире нет.

    Наверное, и не должно быть. Эпохи со своими традициями и ценностями различных народов ведут их по своим национальным и ментально обогащенным историческим дорогам. Поэтому демократия неразрывно связана с философско‑ценностным ориентиром и морально‑нравственным фундаментом определенного народа.

Пройдя тысячелетнюю непростую историю, белорусский народ только сейчас смог обрести свою государственность. В этом и трагедия, и преимущество Беларуси. Данное противоречие может быть обращено в пользу сохранения суверенитета и независимости.

    Одно неизменно: наша государственность и ее демократия как процедура — это две неразделимые сущности белорусской модели развития. Следовательно, Беларусь олицетворяет ценностную, исторически вызревшую демократию.

Не думаю, что в этой связи необходимы дискуссии по вопросу сравнительного анализа демократических моделей разных стран. Например, вопиющие нарушения прав человека в Европе и США являются для всего мира хорошим уроком и образцом антинародной политики. Согласитесь, копировать такую модель демократии преступно. Навязываемая нам столетиями эталонная демократия на экспорт — это самообман. Все так называемые столпы американской демократии есть не более чем финансовые и банковские отношения между транснациональными компаниями, банками и субъектами хозяйствования. Следуя логике Запада, Беларусь не имеет права выбора и должна беспрекословно подчиниться, войдя в так называемое европейское сообщество на кабальных условиях.

    Но став на путь независимости и своей исторической демократической модели, Беларусь одной из немногих стран мира начала выстраивать свой алгоритм демократического развития.

За годы независимости по инициативе Президента были введены новые механизмы формирующейся традиции белорусской демократии. Так, Всебелорусское народное собрание и диалоговые площадки, выстроенная система госуправления являются яркими примерами открытой и прямой демократической процедуры, своего рода исторической связи традиции и инноваций, преемственности в становлении и развитии основ белорусской государственности. Поэтому и конституирование ВНС — очень важный этап в укреплении суверенности страны.

В то же время надо понимать, что инициированная Главой государства корректировка Конституции — непростой процесс. Конституция не должна быть ради Конституции, не она меняет общество. Деликатность и сложность пересмотра положений Основного Закона заключается в том, что сам этот процесс должен осуществляться обществом, желающим и способным меняться. Белорусская политическая система может и должна развиваться в соответствии с уровнем развития самого общества. Поэтому, главное — модернизация сознания белорусского общества. И очень важно, чтобы в Конституции вопросы морально‑этические и нравственные не имели двойственного толкования. Тогда и общество сможет идентифицировать себя с исторической правдой и памятью предков.
Все интервью

Николай Щекин

 

Кандидат философских наук заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН