Главная  – Репортаж  –   Инициативы

Для полесского агрогородка Федоры 17 сентября уже пятый год – светлый престольный праздник

15.09.2021
Для полесского агрогородка Федоры 17 сентября уже пятый год – светлый престольный праздник

Что могут вера и сплоченность

В День народного единства один из самых молодых храмов Столинского района в агрогородке Федоры и единственный в Брестской области в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» отмечает престольный праздник. В просторной церкви соберутся прихожане, чтобы поклониться иконе, которую они почитают как чудотворную, считая, что Богоматерь собрала вокруг строительства весь мир — силы земные и небесные.

В истории нашей страны есть множество примеров сплоченности, а в Федорах мы увидели, как много можно сделать, объединившись и доверяя друг другу. 


Главная храмовая икона «Неопалимая Купина».

Дорога к храму 

Храм стоит у самой дороги Пинск — Столин, потому можно сказать, что поднимался ввысь он на глазах тысяч людей, мимо проезжающих. Теперь путники созерцают красоту: днем сверкают в солнечных лучах небесного цвета купола, а вечером здание из красного кирпича подсвечивается. 
— Когда в июле 2017 года меня назначили служить в Федоры, к храму нельзя было подойти. Не было дверей, электрики, штукатурки, не было дороги. Я, честно говоря, испугался, осознав, какая важная передо мной стоит задача. 
А пообщавшись с местными два часа, понял, что хочу служить, потому что здесь живут добрые люди, очень трудолюбивые, они не жалуются, а идут и работают, и они меня приняли, — вспоминает настоятель храма иерей Алексей Пытько.

Настоятель иерей Алексей Пытько.
Церковь начали возводить в 2012 году при поддержке председателя СПК «Федорский» Григория Демко. Финансовая помощь хозяйства с самого начала была существенной, и сейчас она не заканчивается. Однако проект оказался непростым, дорогостоящим, и в какой-то момент понадобился человек, который бы придал импульс и начал координировать работу. Им и стал отец Алексей. Священнослужитель создал группу в «Одноклассниках» и с первого дня отчитывался перед прихожанами, как идут работы на строительстве церкви. 

— В Федорах постоянного священника не было, а храм — это не стены, это община, молитва, — рассуждает настоятель. — У нас сформировалась небольшая, но крепкая община. Люди жертвовали сами, просили родственников, знакомых, собирали деньги в Столине. Стройка общими усилиями оживилась. Сельхозпредприятие, к примеру, оплачивало покупку плитки, а работы вели за счет средств, собранных общиной. «Федорский» давал нам стройматериалы на воскресную школу, а на наши деньги мы нанимали людей, которые построили здание за 25 дней. Штукатурка, шпаклевка, покраска — это помощь СПК, а своды, крышу, коммуникации полностью сделал приход. 
Там, где сразу нужны были большие вложения, помогало хозяйство, где можно было работы растянуть по времени и финансам — прилагали свои силы. 

За каждой иконой — человек 

Заходим в храм. Один из главных предметов убранства — иконостас. Он определенным образом организует внутреннее пространство, обращая взор входящего к алтарю, где совершается евхаристия. 

Звонарь Дмитрий Левковец.
Иконы напечатаны на холсте, а все работы с деревом выполнены лазером. Разработка дизайна иконостаса заняла у федорского предпринимателя Валерия Филановича два года. 

— В нашем храме иконостас духовно наполнен, таких, наверное, больше нет в Беларуси, — уверен настоятель. — Когда Валерий Владимирович показал проект, я обратил внимание, что на местах, где будут иконы, написаны фамилии местных жителей. Оказалось, каждая икона куплена, оплачена кем-то из них. Это очень хорошо, потому что, когда придет наследник человека, оплатившего икону, он будет знать — это икона его бабушки или дедушки.

Отец Алексей рассказывает историю появления иконостаса и других предметов церковного убранства, и они удивительно характеризуют местных жителей. К примеру, на распятие деньги собирали три прихожанки. Можно было найти проще и дешевле, но им хотелось, чтобы красиво. Кресты на храм тоже выкупала деревня. Рядом с иконой «Неопалимая Купина» — мощевик. Его подарил церкви прихожанин, жена которого лечилась от онкологии. 
— Храм — это люди, — не устает повторять священник. — Без людей церковь — памятник архитектуры, и не более. 

И свои — и не свои 

Темой магистерской диссертации Алексея Пытько в Духовной академии стало исследование положения ведущих конфессий в 1920—1930-е годы минувшего века в Западной Белоруссии. Говоря о Дне народного единства, который совпадает с престольным праздником духовно окормляемого отцом Алексеем прихода, вопрос о положении православной церкви в нашей стране в период до 17 сентября 1939 года напрашивается сам собой. 

Известно, что правительство II Речи Посполитой декларировало равенство всех вероисповеданий и выделяло финансовую помощь католикам и православным, однако положение конфессий было неравным. И свои вроде бы — и не свои.
Дисбаланс в материальном положении ведущих конфессий стал механизмом давления на православную церковь, чтобы использовать ее в качестве инструмента полонизации, считает Алексей Пытько: 

— Польские власти понимали, что на землях Западной Белоруссии большинство — православные, что люди ассоциируют себя с Россией. И поляки не стали закрывать храмы. Они забрали у православных священников земли и назначили так называемое пособие. 
Ежемесячные выплаты на одного католического священника составляли в среднем 130 злотых, в то время как на православного — 30—40 злотых. Механизма лишения ксендза этих выплат не существовало. За что могли лишить выплаты православного священника? За проповедь на русском языке. До 1926-го разрешали проповедовать на белорусском, но потом и это запретили. В результате к 1935 году старые священники перестали проповедовать, а молодые были уже польскоязычными... 
Сегодня в Столинском благочинии Пинской и Лунинецкой епархии действуют 40 православных храмов. 
Агрогородок Федоры утопает в цветах. Заасфальтированы даже небольшие улицы и заулки. Каждый год появляются новые усадьбы. Построили храм. Причем на мелиорированном участке, там, где раньше было болото.
 

Смотреть все