Слуцкие пояса - национальная реликвия

11.06.2021
Слуцкие пояса - национальная реликвия

Знаменитые слуцкие пояса - одна из национальных реликвий белорусов, прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, ставший не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси. Они являются отличительной особенностью белорусской культуры. Им посвящены многочисленные художественные произведения - стихи, песни, танцы, произведения изобразительного искусства.




В Беларуси вопрос возрождения и сохранения уникальных традиций изготовления слуцких поясов был поставлен на государственном уровне. По поручению Президента Александра Лукашенко в ноябре 2012 года Совет Министров утвердил Государственную программу возрождения технологий и традиций производства слуцких поясов и развития производства национальной сувенирной продукции "Слуцкие пояса" на 2012-2015 годы. При реализации программы на РУП "Слуцкие пояса" был реализован инвестпроект по организации производства копий, аналогов слуцких поясов и национальной сувенирной продукции.






В работе участвовали историки, искусствоведы, технологи, дизайнеры, ткачи-практики совместно с предприятиями декоративно-прикладного искусства. И такое сотрудничество принесло плоды. Изучив секреты мастерства ткачей, исследовав художественные особенности поясов и материалы, из которых они изготавливались в ХVIII веке, на РУП "Слуцкие пояса" воссоздали уникальную технологию производства слуцких поясов. Аналогов этой продукции в мире нет.



Из истории создания поясов

Во все времена пояс был обязательной частью костюма у народов мира. Его внешний вид, стилистика и функции менялись на протяжении веков. Считается, что мода на длинные, широкие, шелковые узорчато-тканые пояса пришла на белорусские земли благодаря идеологии сарматизма, в основе которой лежали генеалогические предания о происхождении аристократии Речи Посполитой от древних воинственных племен сарматов. Под воздействием легенд, широко распространенных в государстве в XVI-XVIII веках, представители верховного сословия страны стремились во всем быть похожими на "славных предков".




В силу специфики исторического, культурного, этнического, сословного развития белорусских земель в составе Великого княжества Литовского сформировалось самобытное художественное явление "слуцкий пояс". Европейскую известность приобрела продукция Слуцкой персиарни - радзивилловской мануфактуры, производившей пояса.




Первая персиарня на территории Беларуси возникла в Несвиже, откуда она по распоряжению Михаила Казимира Радзивилла в 1750-е годы была перенесена в Слуцк.

В годы расцвета деятельности персиарни в Слуцке на ней работало до 55 ткачей (только мужчины), столько же челядников (помощников-подмастерьев) и прядильщиц, имелось 20-25 ткацких станков и ежегодно выпускалось около 200 поясов тончайшей работы.

Производство поясов в Слуцке, а также тканей культового и бытового предназначения продолжалось до 1846 года, когда необходимость выпуска поясов отпала, во всяком случае после этого времени о нем не выявлены архивные материалы.

В классическом варианте слуцкий пояс представлял собой длинную до 3,5-4 м ткань, шириной 35-40 см. У Слуцкого пояса не было изнанки, все стороны являлись лицевыми. Пояса изготавливались односторонними (с обратной стороной), двухсторонними (обе стороны лицевые или одна двусторонняя с одной изнаночной). Наиболее ценными считались четырехсторонние слуцкие пояса - каждая сторона пояса была разделена на две части с разными цветами. При повязывании пояс складывался вдвое или скручивался. При участии в праздниках пояс повязывался наружу золотой, красной частью стороны пояса; при трауре использовалась черная сторона; при повседневной носке, как правило, зеленая, серая.




На плоскости пояса выделялись два прямоугольных завершения ("головы"), каждое из которых решалось в виде парных стилизованных изображений букета цветов, переплетенных стеблей с листьями, вазонов с цветами, расцветших веток дерева, разнообразной конфигурации медальонов. Между "головами" находилась основная часть "середник", состоящий из поперечных однотонных или орнаментированных полос. Реже его заполняли сетчатым "лусковым" (напоминал рыбную чешую), "в горошек" узором. Вдоль сторон шел узкий бордюр с растительным орнаментом, включенным в полосу. Концы завершались также орнаментированной полосой. В концах поясов обычно ставились ткацкие метки.

Слуцких поясов, изготовленных за почти сто лет, сохранилось достаточно много, по предварительным подсчетам, до тысячи. К сожалению, практически все они теперь находятся за пределами Беларуси - в музейных собраниях Польши (Варшава, Краков, Познань, Гданьск), Украины (Киев, Львов), России (Москва, Санкт-Петербург), Литвы (Вильнюс, Каунас), в частных коллекциях. В белорусских музеях сохранилось всего 5 полных слуцких поясов и столько же поясов слуцкого типа, изготовленных за пределами Беларуси, а также 30 фрагментов.

Интересные факты о слуцких поясах

Знаменитое стихотворение "Слуцкие ткачихи" классика белорусской литературы Максима Богдановича рассказывает о крепостных девушках, которые вместо персидского узора ткали "цвяток радзімы васілька". Однако лирическая история - художественный вымысел, ведь ткать пояса имели право только мужчины - искусные мастера, труд которых хорошо оплачивался.

Создатель знаменитого белорусского ансамбля "Песняры", композитор и исполнитель Владимир Мулявин написал песню на слова этого стихотворения Максима Богдановича, ставшую одной из самых популярных в репертуаре "Песняров".




Настоящий слуцкий пояс мог содержать до 200 грамм золота: за один такой дорогой аксессуар в давние времена можно было купить несколько породистых лошадей или даже небольшое имение.

В 1939 году уникальная коллекция слуцких поясов из Несвижского замка была передана в Государственную картинную галерею Беларуси. Но в начале войны эти шедевры, созданные по специальному заказу Радзивиллов, исчезли.

Увидеть шляхтича в слуцком поясе можно на портрете Войцеха Пусловского, который был владельцем дворца в Коссово. Автор картины - талантливый художник Валентий Ванькович.




Мотивы слуцкого пояса запечатлены на фонарных столбах вдоль знаменитого проспекта Независимости в Минске. Они созданы по проекту довоенного директора Государственной картинной галереи Николая Михолапа.
 
Смотреть все